/ НА ГЛАВНУЮ / СКАЗКИ-ПОЭМЫ / ПЕСНИ / ЛИРИКА / ПРАВОСЛАВИЕ / ДЛЯ ДЕТЕЙ /
/ ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА ЮМОР / МЫСЛИ О РОССИИ /

 
 

    «И что-то прекрасно и вольно играло и пело во мне…»

«Поэт на Западе – профессор, филолог. Там поэзия – род литературной деятельности. Или – самовыражение. Или – психотерапия.

 А у нас поэт – пророк. Поэзия – служение, духовный подвиг. Оттого наш слух «чуткий парус напрягает». Ловит с неба искры Божьи, золотые энергии и швыряет в толпу, прожигает одежду, кожу.  Энергия  стиха – заразительна. Дуновение ее, дыхание… Дух Святой по-гречески будет «пневма» – дыхание, ветер» -  с  этими мыслями о поэзии талантливой поэтессы Олеси Николаевой я хотела бы начать разговор о творчестве разнопланового поэта Алексея Сазонова.

В  протяжённом стихотворении «Старец Амвросий. Рассуждение» Алексей мне вдруг привиделся студентом, на пятёрку сдавшим Закон Божий, настолько его рассуждения совпадают с рассуждениями старца: «Любовь без жертвенности встанет На полпути, сломавшись вдруг. И, словно осенью, завянет, Как ни лечи её недуг». Но вот о самой жертвенности хотелось услышать бы подробнее. Однако, всё ещё впереди!

Отметим, что Алексей  молод, но уже достаточно прожил и написал для того, чтобы числиться зрелым поэтом.  Он  настойчиво ищет  пути постижения Божественной истины, и в социальных сетях  его активно читают такие же пытливые и жадные до всего нового стихотворцы, хвалят его, благодарят, и есть за что.

Например, обобщённый образ России у него прописан довольно чётко и правдиво:

«Ты в сотне образов безумных и чужих, Ты любишь мёртвых больше чем живых, Ты ищешь рая, но идёшь от рая, Тропу опасную с камнями выбирая...»

А вот эти его философские строки подтверждают, что Алексей Сазонов - зрелый мыслитель:

«Годы проходят мерно, Медленно время тлеет. В жизни закономерно Всё на Земле стареет…»

Нередко точно выраженная мысль попадает прямо «в яблочко», когда Алексей пытается сказать своё слово в  гражданской тематике:

«Но как нам радоваться с теми, Кто нас хоть в чём то превзошёл? Ведь в старой, горделивой схеме: Я-мне-моё, нам так тяжёл Дух радости нелицемерной, Без лести, лжи, - дух дружбы верной...»

             В стихотворениях «Адмирал", «Я - здравый смысл, безумием рождённый...", «Закон джунглей» и других Алексей Сазонов предстаёт и в роли поэта-гражданина, и в роли Эзопа. По складу своего характера и таланта он –  бытописатель - сказочник,  порой замечая детали, невидимые глазу читателя, и наполняя  их искрящимся юмором.

           Ну, что заставило его переписать на современный лад пушкинскую «Сказку о золотой рыбке»?

Но взял – и переписал, и старуха в его версии предстала перед нами алчной и узнаваемой нашей современницей. А ещё у него в запасе целый ворох зарифмованных русских сказок с неторопливым повествованием, но доброй интонацией и героями, побеждающими зло.

Путь к совершенству в поэзии не бывает лёгким. Но поэт Алексей Сазонов полон созидательной энергии, которой дышит его  лирический герой, а это вселяет надежду, что его новая книга будет с пониманием прочитана и станет ещё одной ступенью на пути к поэтическому Олимпу.


Татьяна Максименко, поэт, член Союза писателей России,

лауреат Всесоюзного литературного конкурса им. Горького,  лауреат премии издательства «Молодая гвардия» в номинации «Лучшая книга молодого писателя»,  лауреат областной литературной  премии им. Р. Рождественского.  Обладатель Золотого диплома им. И.Бунина, присуждённого Ассоциацией писателей Евразии.

 

РЕЦЕНЗИЯ НА СКАЗКУ А. А. САЗОНОВА
 «ОБ ИВАНЕ И ЕГО ДРУГЕ ДОМОВОМ, ЕГО РОДНЕ И О КОТЕ»

Наверняка не найдётся ни одного русского человека, который не знал бы сказок Пушкина, Ершова, Жуковского. Все эти сказки основаны на народных сюжетах и создавались в те времена, когда о смартфонах и автомобилях ещё и слыхом не слыхивали, лесов и деревень было гораздо больше, а ребятишки предавались подвижным играм, мастерили что-то своими руками, и никому в голову не приходило целый день зависать в компьютере. Но мир меняется. Большие шумные города, как это ни страшно звучит, неумолимо продолжают пожирать леса, поля и деревни. Гаджеты с ранних лет заменяют человеку игрушки и даже книги. И, кажется, в такое время даже самый талантливый писатель не в силах сочинить что-нибудь этакое, похожее на наши старые добрые сказки.

Но если вы так думаете, то вы глубоко ошибаетесь! Не перевелись ещё на Руси народные сказители! Мне вот посчастливилось лично познакомиться с одним из них. Зовут его Алексей Анатольевич Сазонов. Живёт он в городе Жуковском и пишет стихи для детей и взрослых. Недавно выпустил детскую книгу «Пингвин н стадионе: 101 стихотворение о животных». А ещё меня приятно удивила его «Сказка об Иване и его друге Домовом, его родне и о Коте». Уже само её название погружает в атмосферу старинной русской сказки. Слушая это произведение, то и дело вспоминаешь «Конька-Горбунка» Ершова, а описания природы поражают стилистическим сходством с лирикой Пушкина. Также очень красочно и узнаваемо, притом живо и нестереотипно, представлены внешность и характеры фантастических персонажей – Домового, Кота, Водяного, Кикиморы, Бабы-Яги.

В чём же секрет этого замечательного сказочника? На вид он обычный современный человек, не играет на гуслях, не носит лаптей и бороды, не вертит на ярмарках раёк с картинками. Но зато он искренне любит русскую природу и летом часто отдыхает с семьёй в провинциальной деревне в Сараевском районе Рязанской области, где на десятки километров простираются сплошные пруды и озёра. Здесь хорошо купаться и ловить рыбу (Алексей – заядлый рыбак). А маленький деревянный домик Сазоновых

стоит всего в пятнадцати метрах от обрыва реки. Может быть, именно из этих тихих вод черпает поэт вдохновение для своих волшебных строк?

Но не будем гадать. Пусть сказочник сохранит свою тайну. Продолжим лучше разговор о его книге.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что настоящая русская сказка не должна быть современной. Как раз наоборот! Приглядитесь, ведь классики не только русской, но и вообще мировой литературы, поднимали в своих сказках животрепещущие вопросы той эпохи, в которую они жили. Один Салтыков-Щедрин чего стоит! Каждая его волшебная история – про мужика и двух генералов, про премудрого пескаря, про медведя на воеводстве и т.д. - по сути, горький памфлет на тогдашние политику и общество. Не меньше сатиры, хоть и не столь явной, а завуалированной, присутствует и в ершовском «Горбунке». Если хорошенько покопаться в истории, то три десятка кораблей, несколько лет томившихся в желудке Кита – тонкий намёк на пленных декабристов, а в «хитром Спальнике» угадывается Бенкендорф - создатель тайной полиции Его Императорского Величества Александра I и главный царский цензор.

Нет, вы не встретите в сказке Сазонова какого-нибудь Кощея-металлиста на чёрном джипе или русалку в купальнике от Армани, введённых автором, лишь бы покрасоваться перед подрастающим поколением, мол, «вот я какой продвинутый динозавр». В этом произведении ничто не нарушает исконно русский сказочный колорит. Все «осовременивания» внесены очень гармонично, а главное – с толком: они играют важную роль в сюжете и как нельзя лучше отражают нынешнюю российскую действительность. С большим юмором и во все своей остроте в сказке обыгрывается и высмеивается (устами Бабы-Яги!) проблема злоупотребления техническим прогрессом и всякими бюрократическими заморочками, от которых на каждом шагу спасу нет.

Одно, и притом не единственное, достоинство сюжета – интересный и неожиданный поворот, когда во время поисков пропавшего домового Месяц резко перенаправляет Ивана из сказочного леса в современный «пластиковый» город.

Но мало осветить в сказке только то, что сегодня на повестке дня! Автор также должен напомнить публике и о более глобальных вопросах, о вечных ценностях, таких, как дружба, любовь, верность, семья, добро и зло. Если этого в произведении нет, со временем оно попросту канет в Лету, словно вчерашний выпуск новостей. Впрочем, сказке Сазонова это не грозит, потому что в ней очень наглядно и поучительно показана тема дружеской ревности, обиды и их последствий. (Кому приходилось испытывать подобное, тот наверняка знает, каково всё это!)

Аудиоверсия сказки записана качественно, со знанием дела, а главное – с душой. Голос актёра-чтеца и характерные интонации уже сами по себе погружают слушателей в волшебный мир, населённый фольклорными персонажами, а качественно подобранное музыкальное сопровождение – гусли, балалайка и другие народные инструменты – усиливает этот чудесный эффект.

И всё это – только первая часть трилогии! Сейчас Алексей Сазонов работает над второй частью, где герои отправляются к морю. Ещё автор мечтает о театральной постановке по своей сказке. А ещё было бы здорово, если бы, закончив всю трилогию, он выпустил её настоящей иллюстрированной бумажной книжкой, которую ни в коем случае не должна вытеснить книга электронная.

Что ещё могу сказать?

Дерзай, Лёха! Так держать!



К. Шац,
Детский писатель, волонтёр Жуковской Центральной Детской Библиотеки,
лауреат Премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье 2018»

 

 


Сообщение:


 / НА ГЛАВНУЮ / СКАЗКИ-ПОЭМЫ / ПЕСНИ / ЛИРИКА / ПРАВОСЛАВИЕ / ДЛЯ ДЕТЕЙ /
/ ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА ЮМОР /
 

 ВНИМАНИЕ!!!

Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой её части запрещается.